Поиск по блогу
Авторы
Наталия Комшанова
Руководитель отдела аренды квартир
Сергей Морев
Директор Петербургских отелей
Вячеслав Герасименко
Редактор блога
Лилия Рахимова
Руководитель сервисного отдела
Валентина Кирюшина
Менеджер отдела аренды квартир
Все авторы
Главная > Блог > История > Аптеки, Петербург и сказки о грифонах
08 сен 2013

Аптеки, Петербург и сказки о грифонах

Аптеки при Петре

Аптекарское дело в Петербурге появилось и развивалось вместе с самим городом и помогало расти химическому производству. Тогда при каждой аптеке была своя химическая лаборатория, в которой колдовали загадочной души мастера-аптекари. Колдовали вполне на законных основаниях: лекарственные препараты в те далекие дни не поставлялись в аптеки сразу с заводов в красивых коробочках и по конкурентоспособным ценам, а смешивались под заказ клиента прямо на месте, самими аптекарями.

Первая аптека в Санкт-Петербурге открылась в 1704 году в одном из бастионов мрачноватой тогда Петропавловской крепости. В 1721 году Петр пустил в Петербург иностранных аптекарей, разрешив им торговлю своими порошками, они-то и принесли в юный город этот алхимический дух средневековой Европы.

В 1733 году уже после смерти Петра Анна Иоановна еще более опспособствовала изоляции аптекарей в отдельное небольшое сословие, заперив торговать опасными веществами в городских торговых рядах вместе с другими товарами. За мышьяком, сулемой, «крепкой водкой» и купоросным маслом теперь следовало обращаться только в Главную аптеку Санкт-Петербурга.

Главная и другие аптеки

Где же находилась главная аптека? Сначала – всё там же, в Петропавловской крепости у бастиона Петра II. Затем ей построили отдельное каменное здание на Адмиралтейской стороне. Большой почет в деревянном тогда Петербурге. Но это не помогло: в 1735 году Главная аптека сгорела. Ей построили новое здание, больше предыдущего. Так росла и развивалась эта цитадель.

В Главную аптеку свозились на проверку продукты деятельности химических лабораторий города, которых уже тогда было несколько. Да и самих аптек со временем становилось всё больше. Кроме того, для их обеспечения лекарственным сырьем в городе появился сначала Аптекарский сад с травами, а затем и знаменитый Ботанический сад. Одна из первых аптек находилась напротив Адмиралтейства, в конце Луговой линии. На Большой Миллионной улице стояла Сухопутная главная аптека. Напротив Исаакиевского моста – сгоревшая в 1736 году Адмиралтейская аптека. После пожара она была перенесена на Васильевский остров.

Именно с Васильевским и связана главная «мистическая» часть нашей правдивой истории. К 1849 году в Санкт-Петербурге насчитывалась 51 аптека. Известны они были по фамилиям владельцев, всё больше иностранцев: Бадера, Гауфа, Деппе, Вебера и других. На Васильевском люди знали аптеку Пеля.

Аптекарь Пель и грифоны

Что известно об этом достойном муже? Почетный гражданин Санкт-Петербурга, увлеченный новатор аптечного дела, Вильгельм Христофор Эренфрид, он же Василий Васильевич Пель. Он первым из петербургских аптекарей оснастил свою лабораторию модернизированными аппаратами Ленца, чем сильно поднял качество фармацевтической продукции в столице России. Не ограничившись своим производством, Пель вместе с другими аптекарями создал «склад доброкачественных товаров и препаратов».

Ученый, технолог и предприниматель, Пель запомнился петербуржцам не иначе как старик-аптекарь, который сильно увлекался…разведением грифонов. Эти легендарные твари, разумеется, невидимые днем, по ночам не раз пугали загулявших в районе аптеки горожан тенью крыл своих и отражением в окнах. Ну а жили они во всем известной башне Грифонов.

Это сооружение по непонятной надобности до сих пор стоит во дворе дома на 7 линии Васильевского острова, там же, где до сих пор работает аптека Пеля. Высотой около 11 метров, с плоской жестяной крышей. Башня примечательна тем, что каждый ее кирпич непоследовательно пронумерован белой краской. Нумерация эта регулярно и загадочным образом обновляется. А цифры – это код Вселенной, который записал Пель во время своих алхимических бдений. Благодаря этому Башня помогает исполнять человеческие желания.

Изыскания Пеля, похоже, были направлены в доброе русло. Об Аптекарском районе, центром которого и является сама аптека, башня Грифонов и небольшое химическое производство, принадлежавшее династии Пелей, слава ходила только хорошая. Известно множество случаев, когда судьба людей, поселявшихся в этом районе, непременно менялась к лучшему. Люди получали богатство, благополучие или семейное счастье. Так что рекомендуем всем прогуляться по 7 линии.

Волшебство для страждущих

Для тех, кто не верит добрым советам, вот несколько исторических примеров:


В 1853 году в «квартале Аптекарей» поселился человек с известной фамилией, Карл Федорович Сименс. Уже через 5 лет он сделал в столице достойную карьеру в области электротехники. Именно он впервые качественно осветил Невский проспект в 1883 году. И это факт.

Еще одна историческая фигура, которую до сих пор можно наблюдать своими глазами, имела дело в квартале. Владимир Ульянов выступал с докладом перед петербургскими марксистами в 1893 году в одном из соседних с Башней домов. Не стоит напоминать, что результатом именно его политической карьеры стал факт того, что Россия пошла по новому историческому пути. И пришла туда, куда пришла. Кстати, то, что Владимир Илич до сих пор красуется перед народом, вполне себе тянет на последствия мистического вмешательства.

Помогла Башня и «маленьким» людям в их житейских проблемах. В 1885 году снимал квартиру в Квартале аптекарей некий молодой человек, скромный средствами, но широкий сердцем. Звали его Михаил Колчанов, и был он смертельно влюблен в красавицу Полину, дочь лавочника. Девушка женихом не соблазнилась, благо были ухажеры и побогаче. А потом – кусала локти, узнав, что Михаил внезапно разбогател, получив наследство от родственника, о котором ранее никогда не слышал.

Подобное приключилось и с бездомным мальчиком по имени Петр. Бедняки-родители его умерли, мальчишка совсем не хотел в приют и жил на улицах Петербурга, мечтая о теплом доме, сытости и ученье. Однажды зимой он буквально замерзал в одном из дворов аптекарского района, когда внезапно к нему подошел богато одетый господин, взял к себе в дом, и с тех пор мальчик ни в чем не нуждался.

Вот так. Считаем своим долгом предупредить, что с дурными желаниями у Башни бродить не стоит. Всё, о чем вы думаете, она направите именно на вас.

Лекарства для императора

К концу века XIX и позже именно у Пеля заказывались лекарства для императорского двора. Знаем мы немного и о расценках того времени, которые прописывались в специальном ежегодном издании «Аптекарская касса». Так, в 1899 году за отпуск лекарственного средства рекомендовали брать 3 копейки. А самой дорогой услугой была неясно кому нужная позолота пилюль. Тем, кто хотел лечиться непростым, а золотым лекарством, приходилось отдавать по 60 копеек за каждые 30 штук. Зато с малоимущих у Пеля старались денег не брать вообще.

Как же найти аптеку начала ХХ века?

Неоновые вывески с крестом – удел современности. В дореволюционном Петербурге никаких крестов над входом в аптеки не вешали. Но, всё же, свет помогал издалека заметить это достойное заведение. Была у аптекарей такая мода: на подоконниках её окон ставились лампы, уже электрические или еще керосиновые. Перед каждой лампой помещали сосуд с разноцветным раствором. Чаще всего – красного, желтого и синего цветов. Растворы подсвечивали лучи от ламп таким образом, что на мостовую у аптеки падали разноцветные снопы света. По ним-то, да по двуглавым орлам над дверьми, и узнавали аптеки.

Комментарии

Ivan
Кстати, любопытны споры об аптеке Блока. а именно адреса, по которому она находилась. http://spb-gid.ru/stpetersburg-time/anekdots/proobraz-apteki-iz-znamenitogo-stixotvoreniya-aleksandra-bloka/
Ответить 12.08.2017 21:32

Оставить комментарий

Имя *
Email *
Комментарий
Код с картинки *