Поиск по блогу
Авторы
Наталия Комшанова
Руководитель отдела аренды квартир
Сергей Морев
Директор Петербургских отелей
Вячеслав Герасименко
Редактор блога
Лилия Рахимова
Руководитель сервисного отдела
Валентина Кирюшина
Менеджер отдела аренды квартир
Все авторы
Главная > Блог > История > Филантропия в Петербурге
19 июн 2013

Филантропия в Петербурге

Императорское человеколюбивое общество

Движение к благотворительности началось в России в правление императора Александра I. Как это часто бывает - по западному примеру. Это время начала государственной поддержки благотворительности в России, а значит, и её развития. Начало «входа в моду».

Вот, что писал Александр Павлович в рескрипте от 16 мая 1802 года: «Обыкновенное подаяние нищим, умножая только число оных, не успокоит старца, отягощенного летами, не возвратит здоровья юноше, увядающему на заре дней своих, не избавит от смерти или порока младенца, долженствующего быть подпорою отечества. Нередко даже наглый тунеядец похищает от руки благодетельной то, что назначено было отцу семейства, томящемуся на одре смерти и отчаяния. Из сего следует, что растроганным быть наружным и весьма часто обманчивым видом нищеты и убожества, не есть еще благодеяние. Надлежит искать несчастных в самом жилище их – в сей обители плача и страдания. Ласковым обращением, спасительными советами, словом, всеми нравственными физическими способами стараться облегчить судьбу их; вот, в чем состоит истинное благодеяние!»

Рескрипт учреждал новое благотворительно е общество под непосредственной опекой государя для оказания помощи «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости». Александр также брал на себя ответственность за все будущие общества с аналогичными функциями, которые «по примеру оного размножатся».

Так возникло Императорское Человеколюбивое Общество (ИЧО), которое продолжало свою активную деятельность до 1917 года. Общество сразу получило и стройную организационную систему, и государственные субсидии в размере ста тысяч рублей в год. К этому прибавлялись серьёзные вливания от почетных членов ИЧО, поступали взносы от рядовых членов-благотворителей, личным трудом организацию поддерживали её члены-соревнователи. Нужно отметить, что соотношение государственных и частных пожертвований к началу ХХ века оценивалось, как 1:11. То есть участие частных лиц в благотворительности было тогда очень широким.

Благодаря этому, в конце XIX века в одном Петербурге от имени ИЧО действовало более 20 детских воспитательных и учебных заведений, гимназии, приюты, профессиональные учебные заведения. Были созданы богадельни, организации, занимавшиеся предоставлением дешевых и бесплатных квартир, ряд бесплатных швейных мастерских, учреждения для оказания временной помощи бедным и так дале Количество облагодетельствованных исчислялось сотнями тысяч ежегодно.

Российское общество красного креста (РОКК)

В 1879 году «Общество попечения о раненых и больных воинах» было превращено в «Российское общество красного креста» Высочайшее покровительство обществу оказывала императрица Мария Александровна, а его почетными членами был и сам император Александр II, и чуть ли не вся императорская фамилия. Также в РОКК вошли многие высокопоставленные светские лица и представители духовенства.

Следует заметить, что общество получило средства к развитию очень вовремя и оказывало активную помощь солдатам во время всех нагрянувших воин. Так, во время русско-турецкой войны 1877-78 годов Российский Красный Крест взял на себя практически всю медицинскую помощь армии. Медицинский персонал Общества боролся и с последствиями крупных пожаров, со вспышками дифтерита и чумы в разных губерниях России.

В начале ХХ века РОКК располагало сетью складов с резервом продовольствия и медикаментов, расположенных по всей стране. Центральный склад находился в Петербурге. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов под «красным крестом» ходило 22 санитарных поезда, перевезших более 90 000 раненых.

В период с 1871 по 1912 годы российское общество помогало жертвам локальных войн и стихийных бедствий едва ли не по всей Европе.

Семья Ольденбугских

Однозначно хорошим примером и стимулом для развития традиции, вкуса, привычки к благотворительности в России служили поступки членов императорской фамилии. Они не ограничивались игрой на рояле во время благотворительных балов или просто крупными пожертвованиями, но принимали деятельное участие в создании и работе всё новых и новых организаций. Семья Ольденбургских во главе с принцем Петром Георгиевичем оставила, наверное, самый заметный след в истории петербургской филантропии.

Мужчины этой семьи занимались больницами и учебными заведениями, женщины же помогали искусству, создавали сестринские общины, учебные заведения для женщин. А самое главное, что они умели подходить к своим проектам широко, новаторски и качественно, не скупясь жертвовать свои личные средства. Они умели находить самых щедрых инвесторов, вовлекать в свои проекты влиятельных людей, создавать широкий круг единомышленников.

Плодами их деятельности мы пользуемся до сих пор, а что останется от наших властвующих современников? Так, Петр Георгиевич стал инициатором строительства Детской городской больницы в Санкт-Петербурге. Она была построена в 1869 году на средства императрицы Марии. Именно её 40 лет возглавлял выдающийся детский врач Карл Андреевич Раухфус. Больница работает и по сей день, и до сих пор является одной из лучших в России.

Супруга Петра Георгиевича Терезия – представительница рода фон Насау – не отставала от мужа в деяниях филантропии. В середине XIX века вместе с дочерьми императора Николая I они создали первую в России общину сестер милосердия. При общине работали женская больница и амбулатория, исправительная школа для девочек, отделение для кающихся женщин. Любимым же детищем Терезии Ольденбургской было её женское училище, открытое в 1841 году в Петербурге. Рассчитанное на 200 воспитанниц, оно брало на себя заботу о судьбе девушек из бедных семей, дабы те обеспечили свое будущее честным и благородным трудом. Из выпускниц получались домашние учительницы.

Один из сыновей четы Ольдербургских, второй по старшинству принц Александр Петрович, в 1890 году нашел средства – частные, государственные и собственные – и основал в Петербурге Институт экспериментальной медицины, который также работает по сей день. В начале ХХ века – это было самое передовое в Европе учреждение и первый научный институт в России.

В статье использованы материалы передвижной фотовыставки «Благотворительность в России: история и современность».

Оставить комментарий

Имя *
Email *
Комментарий
Код с картинки *