Поиск по блогу
Авторы
Наталия Комшанова
Руководитель отдела аренды квартир
Сергей Морев
Директор Петербургских отелей
Вячеслав Герасименко
Редактор блога
Лилия Рахимова
Руководитель сервисного отдела
Валентина Кирюшина
Менеджер отдела аренды квартир
Все авторы
Главная > Блог > История > Взятки на дороге: мы актуальны уже двести лет
05 апр 2013

Взятки на дороге: мы актуальны уже двести лет

История петербургского транспорта: часть вторая

Все участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, – сообщается в первой главе ПДД РФ. Что показывает регулировщик, у кого преимущество на нерегулируемом перекрестке, где можно остановиться, а где можно пойти на обгон – чтобы получить возможность разъезжать по городу, вы должны получить права, документ, свидетельствующий, что вы в курсе существующих правил. Но если с правами не сложилось, не отчаивайтесь! Если вы не уверены, можно ли давить на пешеходном переходе людей, вы всегда можете дать полицейскому взятку, это снимет лишнюю мороку по изучению правил дорожного движения, которых, в конце концов, слишком много, они едва ли не толще Конституции.

Или Манифеста о незыблемости самодержавия, если выбирать актуальные сравнения, поскольку события, описанные абзацем выше, как бы ни были похожи на сегодняшние реалии, призваны описать дорожно-транспортную ситуацию в XIX веке.

Правила дорожного движения в старом Петербурге

Движение по центральным улицам Петербурга всегда было оживленным (до последнего времени сохранился этот топографический момент: все пути из одного конца города в другой пролегают через центр), но поначалу не было обременено правилами. Не был правонарушением обгон, поскольку не было отмечено, где он может быть запрещен, не были урегулированы повороты, не существовало и четкого скоростного ограничения, хотя уже в середине XVIII века указами императриц предписывалась езда в умеренном темпе (и прекращение битья прохожих кнутом). В отсутствии пешеходных переходов прохожие пересекали улицы где придется, что неи зменно приводило к многочисленным жертвам и регулярным авариям. Экипажи не были оборудованы какой-то сигнальной системой (помимо грохота колес), которой могли предупредить пешеходов о своем приближении, и по улицам постоянно раздавались окрики «Берегись!».

Как и сегодня, не все виды транспорта могли проехать по центру города. Так, например, передвижение по Невскому проспекту и другим улицам с торцевой деревянной мостовой было запрещено для ломовых извозчиков (ломовики занимались различными видами извоза: перевозкой грузов, вывозом снега, подвозом воды, доставкой продуктов и др.). Для такого грузового транспорта требовалось шесть-восемь тяжеловозных лошадей, что, помимо замедления общей скорости передвижения, повреждало мостовую. Кроме того, ввиду того, что широкая расстановка колес в специализированных грузовых телегах соответствовала ширине трамвайных путей, ломовые извозчики нередко ехали по рельсам, несмотря на существующий запрет такого передвижения. Грузовому транспорту предписывалось передвигаться по улицам с булыжной мостовой, хотя и там движение также могло быть ограничено определенными часами.

Транспортная полиция была создана в России в 1809 году, в ее обязанности входило обеспечение безопасности на дорогах и на воде и поддержание безопасности пешеходов. Первые правила дорожного движения разрабатывались и выпускались в виде правил и указов в 1830-1870-х годах. Они зафиксировали исторически сложившееся правостороннее движение («чтобы обозы держались всегда правой руки») и первые понятия о преимуществе на дороге: «Воспретить употребление колокольчиков всеми теми, которые едут на собственных лошадях, предоставив оные одной почтовой гоньбе и чиновникам земской полиции». Вполне естественно, что как только появились правила, их немедленно начали нарушать.

Извозчик vs офицер полиции.

Сегодняшнее дорожное движение огорчающе невозможно представить без взяток: за каждым спрятанным от глаз водителей знаком, за каждым поворотом без разметки кроется жаждущая наживы известная структура, о наличии которой на определенных координатах круглосуточно сообщается по радио, и хочется уже вздохнуть и сказать: а вот раньше такого не было! – но ведь было же, да еще как.

Взятки давали все, и частные извозчики, и ломовики. Нарушения могли быть самыми незначительными – скажем, извозчик в ходе движения сократил интервал между своим и впереди идущим экипажем с трех саженей до двух, - но если их замечал полицейский, можно было быть уверенным, штраф обязательно последует. Чтобы этого не допустить, извозчики платили заранее, бросая под ноги представителю власти двадцать-тридцать копеек, а тот наступал на нее сапогом, демонстрируя, что взятка принята и одобрена.

На загадку, почему вместо взятки нельзя заплатить сам штраф, собрания воспоминаний о быте тех лет ответа не дают.

 

Полный цикл «Истории петербургского транспорта»:
Извозчик и омнибус | ПДД XIX века | Конка и трамвай | Автобус и троллейбус | Метро

Оставить комментарий

Имя *
Email *
Комментарий
Код с картинки *