Как закладывали дома в старину?
Немногие сегодня помнят, что в старину закладка жилого дома была не менее торжественным актом чем спуск на воду корабля. Еще в конце XIX века этот ритуал совмещал в себе элементы религиозный церемонии и семейного праздника. Вот как описывали это мероприятие Д.А.Засосов и В.И. Пызин:
«Когда каменное здание выведено из цоколя, а деревянное имеет уже два венца, хозяин назначает день праздника – закладки. К этому времени на лесах ставили деревянный крест, высоко возвышающийся над стройкой. Кроме того, в каменной кладке оставляли место для свинцовой коробочки, а в деревянном венце вырубалось гнездо для такой же коробочки. Место вырубки выбиралось в восточном углу будущего дома. Обычно в воскресенье после обедни собирались у постройки семья хозяина, священнослужители и приглашенные родные и друзья хозяина, а так же рабочие и десятники, занятые на этой стройке. На грубо сколоченном столе ставилась икона и миска с водой. Начался молебен с водосвятием. Священник при пении молитв погружал крест в миску с водой, вода становилась «святой». Молились о «ниспослании благодати и благоденствия дому сему» дьякон зычным голосом провозглашал «многолетие» хозяину и его потомству. Затем все подходили целовать крест, при этом священник кропил каждого «святой» водой Десятник вставлял в гнездо свинцовую коробочку и наливал в нее вареного постного (обычно так называемого деревянного) масла. Потом все подходили к гнезду: сначала священник, который кропил «святой» водой эту коробочку, затем хозяин, его близкие и гости, причем каждый клал в коробочку монету чеканки того года, в котором производилась закладка. Затем края коробочки загибались наглухо и сразу же над коробочкой укладывалось два-три ряда кирпичей, а в деревянных дом а гнездо с коробочкой забивалось деревянной пробкой. Тотчас вслед за этим укладывается заранее заготовленный следующий венец.
Далее с песнопениями молитв обиходили всю постройку, причем священник все время кропил, а дьякон кадил. По окончанию этого ритуала хозяин приглашал всех «откушать хлеба-соли». Если была хорошая погода и тепло, то угощение устраивалось тут же, на наскоро сколоченных столах и скамейках. Если погода была плохая, то приглашали домой или в кухмистерскую. За угощением соблюдалась полная демократия: садились за один стол все, не соблюдая главенства и чина, - рабочие гости, хозяева. Произносились тосты, разные пожелания хозяину дома и его семье. Рабочие благодарили за угощение и говорили «Постараемся, будте покойны, не сумлевайтесь, все будет в аккурате». Если угощение устраивалось на открытом воздухе, закуска, выпивка и посуда приносились в корзинках. Праздник при этом принимал более непринужденный характер. Помогали каждый, кто чем мог: мужчины откупоривали бутылки, рабочие топорами вскрывали банки с консервами, топорами же рубили керченские селедки тут же на столе. Получалось что-то вроде пикника, было весело, забавно, поскольку люди выходили из обычной колеи».
Деревянный крест возвышался над стройкой, пока дом не подводили под крышу. Затем, его снимали и отдавали бедняку, в семье которого случилось горе. С крестом были связаны многочисленные приметы. Если во время молитвы он кренился, это считалось дурной предметы. Так же недолговечным считался дом, хозяин которого положил в свинцовую коробку слишком мало денег.