Поиск по блогу
Авторы
Наталия Комшанова
Руководитель отдела аренды квартир
Сергей Морев
Директор Петербургских отелей
Вячеслав Герасименко
Редактор блога
Лилия Рахимова
Руководитель сервисного отдела
Валентина Кирюшина
Менеджер отдела аренды квартир
Все авторы
Главная > Блог > История > Как закладывали дома в старину?
30 апр 2013

Как закладывали дома в старину?

Немногие сегодня помнят, что в старину закладка жилого дома была не менее торжественным актом чем спуск на воду корабля. Еще в конце XIX века этот ритуал совмещал в себе элементы религиозный церемонии и семейного праздника. Вот как описывали это мероприятие Д.А.Засосов и В.И. Пызин:


«Когда каменное здание выведено из цоколя, а деревянное имеет уже два венца, хозяин назначает день праздника – закладки. К этому времени на лесах ставили деревянный крест, высоко возвышающийся над стройкой. Кроме того, в каменной кладке оставляли место для свинцовой коробочки, а в деревянном венце вырубалось гнездо для такой же коробочки. Место вырубки выбиралось в восточном углу будущего дома. Обычно в воскресенье после обедни собирались у постройки семья хозяина, священнослужители и приглашенные родные и друзья хозяина, а так же рабочие и десятники, занятые на этой стройке. На грубо сколоченном столе ставилась икона и миска с водой. Начался молебен с водосвятием. Священник при пении молитв погружал крест в миску с водой, вода становилась «святой». Молились о «ниспослании благодати и благоденствия дому сему» дьякон зычным голосом провозглашал «многолетие» хозяину и его потомству. Затем все подходили целовать крест, при этом священник кропил каждого «святой» водой Десятник вставлял в гнездо свинцовую коробочку и наливал в нее вареного постного (обычно так называемого деревянного) масла. Потом все подходили к гнезду: сначала священник, который кропил «святой» водой   эту коробочку, затем хозяин, его близкие и гости, причем каждый клал в коробочку монету чеканки того года, в котором производилась закладка. Затем края коробочки загибались наглухо и сразу же над коробочкой укладывалось два-три ряда кирпичей, а в деревянных дом а гнездо с коробочкой забивалось деревянной пробкой. Тотчас вслед за этим укладывается заранее заготовленный следующий венец.

Далее с песнопениями молитв обиходили всю постройку, причем священник все время кропил, а дьякон кадил. По окончанию этого ритуала хозяин приглашал всех «откушать хлеба-соли». Если была хорошая погода и тепло, то угощение устраивалось тут же, на наскоро сколоченных столах и скамейках. Если погода была плохая, то приглашали домой или в кухмистерскую. За угощением соблюдалась полная демократия: садились за один стол все, не соблюдая главенства и чина, - рабочие гости, хозяева. Произносились тосты, разные пожелания хозяину дома и его семье. Рабочие благодарили за угощение и говорили «Постараемся, будте покойны, не сумлевайтесь, все будет в аккурате». Если угощение устраивалось  на открытом воздухе, закуска, выпивка и посуда приносились в корзинках. Праздник при этом принимал более непринужденный характер. Помогали каждый, кто чем мог: мужчины откупоривали бутылки, рабочие топорами вскрывали банки с консервами, топорами же рубили керченские селедки тут же на столе. Получалось что-то вроде пикника, было весело, забавно, поскольку люди выходили из обычной колеи».


Деревянный крест возвышался над стройкой, пока дом не подводили под крышу. Затем, его снимали и отдавали бедняку, в семье которого случилось горе. С крестом были связаны многочисленные приметы. Если во время молитвы он кренился, это считалось дурной предметы. Так же недолговечным считался дом, хозяин которого положил в свинцовую коробку слишком мало денег.       

Оставить комментарий

Имя *
Email *
Комментарий
Код с картинки *