Поиск по блогу
Авторы
Наталия Комшанова
Руководитель отдела аренды квартир
Сергей Морев
Директор Петербургских отелей
Вячеслав Герасименко
Редактор блога
Лилия Рахимова
Руководитель сервисного отдела
Валентина Кирюшина
Менеджер отдела аренды квартир
Все авторы
Главная > Блог > Гостиницы > Умереть от унижения Петром I
18 июл 2013

Умереть от унижения Петром I

Жан Батист Александр Леблон родился во Франции в 1679 году и вырос в одного из самых известных мастеров градостроительства, архитектуры и садово-паркового хозяйства у себя на родине. Известна его научная работа «Курс архитектуры», которая была написана в соавторстве с архитектором Дювилье. По этому труду учились многие поколения европейских зодчих.

В 1715 году Леблон был приглашен Петром I в Петербург, чтобы вступить серьёзную должность генерал-архитектора, человека, который буквально отвечал за строительство новой столицы. Он прибыл в Петербург 5 августа 1716 года, получил жалование в 5000 рублей в год и всех местных мастеров в подчинение. Тем помощникам, которых Леблон привез с собой, он должен был выплачивать из суммы своего жалования. А это была целая группа инженеров и чертежников. Французы разместились в отдельной слободе на Адмиралтейском острове, где сейчас стоит задние Сената и Синода. Сам Леблон жил с женой, сыном и слугами на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки, в одноэтажном доме генерал-майора Дюпре.

Архитектор явно понравился Петру. Вот, что писал император Меньшикову по поводу этого француза: «Сей мастер из лучших и прямою диковинкою есть... К тому же не ленив, добрый и умный человек... И для того объяви всем архитекторам, чтобы все дела, которые вновь начинать будут, чтоб без его подписи на чертежах не строили, так же и старое, что можно ещё исправить».

Леблон начал с того, что создал свою версию «образцового чертежа» дома для знатных людей Петербурга. Он предложил селить именитых в двухэтажные дома на 6 больших окон, с дверью посередине и высокой крышей. Проект Леблона был принят императором с поправкой на местный климат: «…по Леблоновым чертежам во всех палатных строениях, а особливо в Питербургских домах окны зело велики, а шпанцы меж ними зело малы, чего для ему объявите, чтобы в жилых палатах конечно окны меньше делал, а в салах как хочет, понеже у нас не французский климат».

«Образцовый» чертеж дома для именитых, 1716 год.

В обязанности Леблона входило и обучение русских зодчих. Его усилиями и усилиями Трезини в России было положено начало собственной школе архитекторов, скульпторов, мастеров столярного дела.

Уже в 1717 году Леблон разработал Генеральный план строительства Санкт-Петербурга, то есть работа шла. По этому плану центром города должен был стать Васильевский остров, это он придумал проложить там систему каналов, а также предлагал обнести город стеной. Целиком его план принят не был, однако, развитие Васильевского острова при нем началось, и была предпринята попытка устройства каналов, саботированная Меньшиковым, и затем признанная неудачной. Каналы получились слишком узкими, непригодными, так что их просто засыпали.

План застройки Петербурга, представленный Леблоном.

Как настоящего мастера и человека ответственного, Леблона не могла устроить ситуация с застройкой города, которую он застал по приезду. Уже спустя 2 месяца после начала работы, он докладывал императору об ошибках в строительстве и повсеместном несоблюдении требований к застройке самого Петра. Не совсем удачно складывались отношения архитектора и с местной знатью. Конечно, верхушка столичного общества поспешила делать заказы на строительство у любимца царя, работы у Леблона было чрезвычайно много. Но строгие вкусы француза не совпадали с пожеланиями его клиентов. Он предпочитал строгий интерьер модной в то время лепнине и позолоте, а особняки предлагал ставить в глубине сада, чтобы хозяевам жилось спокойнее.  Но это  уже противоречило распоряжению Петра о соблюдении «красной линии».

При этом самой главной проблемой Леблона стала ненависть Меньшикова. Звание генерал-архитектора, присвоенное французу, болезненно откликалось в душе генерал-губернатора Петербурга. Меньшиков выказывал Леблону «всяческое невнимание и неприязнь», которые часто срывали строительные работы.
Мелочная клевета Меньшикова и погубила архитектора. Дело было во время парковых работ в Петергофе. Меньшиков доложил царю, что Леблон приказал вырубить деревья, которые с трудом вырастил там император лично. Крутой нрав Петра I хорошо известен даже нам, далеким потомкам, а уж Меньшикову и подавно. Вероятно, расчет был именно на это, так как Петр, не разобравшись, примчался в Петергоф, принялся браниться и оскорблять Леблона и даже ударил его палкой. Деревья, между тем, никто не трогал.

Леблон, оскорбившись, слёг в постель. И тщетно потом царь извинялся и слал к генерал-архитектору верных людей с заверениями в самом глубоком сожалении и самом искреннем расположении. Горячка уже не оставила Леблона, и он скончался.
 
Досталось от Петра по справедливости и Меньшикову. Тот, как пишет петербургский историк Анисимов, лишь «вытер кровь и сопли кружевным брюссельским галстуком, почесал бока, да и пошел по делам — эка невидаль, барин холопа побил…»

Умер Жан Батист Леблон в феврале 1719 года и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора, где в то время хоронили всех неприжившихся иностранцев Петербурга.

Оставить комментарий

Имя *
Email *
Комментарий
Код с картинки *