День города нужно праздновать на Троицу
Легенда первая
16 мая 1703 города Петр I в истинно императорском стиле указал на всем известное место и повелел городу - быть. По легенде, царь-ремесленник сам начал копать на означенном участке ров, в котором закопали «краеугольный камень» будущей столицы – каменную плиту, дабы известить потомков о том, что в день «от воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем». В это самое время в небе появился орел и принялся кружить над Петром Алексеевичем в ожидании, когда тот закончит царственные свои труды. Петр соорудил над местом закладки подобие ворот, орел спустился на перекладину и позволил императору посадить себя на руку. Петр и орел первыми вошли в город, существовавший пока только лишь в воображении великого императора.
Так гласит легенда. Однако, находятся историки, которые утверждают, что при закладке крепости в этот самый день, 16 мая, Петр на месте отсутствовал. Он только бегло указал точку строительства и сразу уехал по делам, занимавшим тогда императора больше - в Олонецкую верфь. Ведь чтобы укрепиться на завоеванной территории, в первую очередь были нужны корабли, а уже потом – крепость. Логика государя вполне оправдана, учитывая, что Петропавловская крепость так ни разу в бою и не побывала.
Легенда вторая
Но слыханное ли дело, чтобы великая столица была основана в отсутствие ее отца и вдохновителя? Особенно, учитывая, что решение о переносе столичных функций из Москвы популярным не было. Легенда была народу нужна, со знамениями и всем, что положено.
Так что есть и вторая версия – про коня, не менее магическая. Начало схоже: полюбилось императору место, где течет большая река Нева. И решил он, что городу в этом месте быть, а берегам его быть в гранит одетыми. Собрал Петр народ работящий и стал молиться богу, а затем вскочил на коня своего и с криком: «Богово и мое!» перелетел через реку. Народу понравилось. Потому второй раз крикнул царь «Богово и мое!» и снова перелетел на коне через Неву. В третий раз крикнул разошедшийся царь «Моё и Богово!», прогневал бога и шлепнулся в воду. «Народ же гудел и радовался». А Петр дураком не был: он вышел из воды, поклонился на все стороны и молвил: «Люд православный! Прежде Богово, а потом уж наше! Начнем! С Богом!». А позже на том самом месте Екатерина Великая поставила конный памятник императору Петру I. Да, Медный всадник.
День основания
Было так или не было, но датируются эти события 16-м мая по старому стилю. То есть – 29-м мая по новому стилю. Однако, как все мы знаем, светскими властями праздник отмечается 27 мая. Я говорю – светскими, потому что дата основания Петербурга по задумке основателя должна иметь, в первую очередь, духовное значение. Петр I объявил датой основания крепости день празднования Пресвятой Троицы – одного из главных, особо почитаемых на Руси православных событий.
В пользу такой трактовки говорит то, что праздник этот связан и со святым апостолом Петром, чье имя и носит наш город. Царь Петр явно планировал отдать город под защиту не только Святого Петра, но и Святой Троицы. С этой целью через несколько лет после основания Петербурга был построен Александро-Невский монастырь, также посвященный Пресвятой Троице. Неслучайно и то, что самым первым храмом в нашем городе стал Троице-Петровский собор. Он сохранился вплоть до 1930-х, когда стали массово рушить церкви в Петербурге. Это был небольшой деревянный храм, но обладал он статусом собора и значился первым в списке всех петербургских храмов.
Таким образом, дата 27 мая теряет свое отношение к дню основания Санкт-Петербурга нашего. Есть смысл праздновать светски – 29 мая по новому стилю. Или же, продолжать духовную традицию и устраивать праздник на Троицу. Так, в этом году, в связи с поздней Пасхой, день рождения города пришелся бы только на 23 июня.
Но, раз уж официальной датой выбрано 27 мая, – поздравляем любимый Санктпетербурхъ или Сан-Петербурхъ (именно так писал название сам Петр). С 310-летием!