Поиск по блогу
Авторы
Наталия Комшанова
Руководитель отдела аренды квартир
Сергей Морев
Директор Петербургских отелей
Вячеслав Герасименко
Редактор блога
Лилия Рахимова
Руководитель сервисного отдела
Валентина Кирюшина
Менеджер отдела аренды квартир
Все авторы
Главная > Блог > История > Первый перелет Петербург - Москва
27 июл 2013

Первый перелет Петербург - Москва

Началась эта история в 1908 году, когда в Петербурге образовался первый Всероссийский аэроклуб с отделениями в Нижнем Новгороде, в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1910 году в столице состоялось уже мероприятие международного уровня, авиационная неделя, на которой Николай Евграфович Попов установил мировые рекорды по длительности и высоте полета. Он пробыл в воздухе 2 с лишним часа, поднявшись на высоту в 600 метров.

А в 1911 году было запланировано и состоялось массовое и серьезное по масштабу мероприятие – первый перелет из Санкт-Петербурга в Москву, в котором стартовали 12 летчиков, а добрался до цели только один.

Секретарь судебной палаты Александр Васильев «заболел» авиацией сразу и навсегда. Впервые показательные полеты он увидел, предположительно, в 1909 году. А уже в 1910 Васильев отправился во Францию, в летную школу под Парижем. Там он познакомился с еще одним русским авиатором Александром Кузьминским, и вместе они получили дипломы пилотов. Еще год Васильев оттачивал свое мастерство на родине, показывая рекорды высоты и продолжительности полета под неизменные овации публики. И, разумеется, пропустить такую большую гонку Васильев не мог.

Так ненадежно выглядел аппарат Васильева.

23 июля 1911 года из Санкт-Петербурга вылетели 9 одноместных и двухместных аппаратов, всего 12 человек. Дальнейшие события полны драмы и заслуживают голливудской киноленты. Вот результат этой безрассудной затеи: 1 человек погиб, еще 1 получил серьезные увечья, от которых скончался позже, двое благополучно сошли с дистанции. Остальные прервали путешествие неблагополучно, – потерпев крушение. И только 1 участник добрался до Москвы, да и то более, чем через сутки – Александр Васильев на французском аппарате «Блерио XI» с установленным мотором «Гном». Всё путешествие заняло у него 24 часа и 41 минуту. При этом в воздухе он провел всего 9 с половиной часов. Остальное время ушло на посадки, дозаправки и устранение неполадок аппарата.

Полет сразу сложился неудачно – погода в тот день была откровенно дурная. План летчиков ориентироваться по железной дороге не сработал из-за ограниченной видимости. Сильный ветер причинял серьезные неприятности, выводил из строя летательные аппараты и, увы, самих лётчиков.

Несладко пришлось и единственному победителю:

«Я должен был напрягать все силы, чтобы не выпустить из рук бешено рвущийся клош. Обмотав его платком, я обеими руками впился в круглую ручку и летел вперед, инстинктивно производя необходимые движения. Я старался забираться возможно выше. Не раз достигая тысячи и более метров, но новый вихрь, новая воздушная пропасть – и аппарат почти отвесно, носом вниз, стремглав проваливался в бездну. Зачастую он проносился на расстоянии каких-нибудь ста метров от вершин деревьев и стоило лишь упустить момент, зеленая бездна навсегда поглотила бы аппарат», - вспоминал Васильев.
 
И всё равно: победа принесла Васильеву огромную славу. Вся эта авантюрная по сегодняшним и уж тем более по тем меркам затея имела грандиозную популярность. Толпы людей ждали появления авиаторов на всем маршруте. Города, над которыми появлялись лётчики, замирали: движение останавливалось, все выходили на улицы и одинаково поднимали головы. Активно работала пресса.

Вот заметка в «Новом Времени», посвященная старту:
«Старт состоялся, как было назначено в ночь с 9 на 10 июля. В эту ночь Петербург не спал. [...]
В 3 часа 17 минут первым поднялся авиатор Уточкин (№4) на моноплане Блерио с мотором «Гном» в 50 сил. Отважного спортсмена публика приветствовала громкими аплодисментами. Покрыв два круга на значительной высоте, Уточкин взял направление на острова и улетел с аэродрома, направляясь в Москву. [...]»


Уточкин добрался только до Новгорода, в семи верстах от которого упал из-за остановки мотора. «Аппарат разбит. Авиатор невредим», - телеграфировали в Петербург.

До последнего конкурировал с Васильевым Янковский, вот телеграмма, данная в 8 часов вечера в день перелета:
«Васильев вследствие недостатка бензина опустился около Подсолнечной, в 61 в. от Москвы. Вторым идет Янковский, находящийся между Вышним Волочком и Тверью».

Васильев спешил и рисковал тем больше, чем ближе подлетал к Москве. Стремился превысить возможности своего летательного аппарата, в результате чего несколько раз совершал аварийные посадки из-за нехватки горючего. Впрочем, все посадки закончились удачно. Затем ему приходилось ждать, пока подвезут бензин, отдыхать и терять время.

Наконец, победа. Вот, что пишет «Новое Время» от 25 июля 1911 года:

«Перелет совершен! Победителем в жестокой борьбе остался Васильев, который, несмотря на то, что заблудился, первым прилетел в Москву в Понедельник 11 июля, в 4 ч. 18 м. оставив далеко за собой своих соперников. Нужно ли говорить о радушном приеме и горячих приветствиях, которыми был встречен отважный путешественник, проложивший первую русскую воздушную дорогу».

Оставить комментарий

Имя *
Email *
Комментарий
Код с картинки *