Первый перелет Петербург - Москва
Началась эта история в 1908 году, когда в Петербурге образовался первый Всероссийский аэроклуб с отделениями в Нижнем Новгороде, в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1910 году в столице состоялось уже мероприятие международного уровня, авиационная неделя, на которой Николай Евграфович Попов установил мировые рекорды по длительности и высоте полета. Он пробыл в воздухе 2 с лишним часа, поднявшись на высоту в 600 метров.
А в 1911 году было запланировано и состоялось массовое и серьезное по масштабу мероприятие – первый перелет из Санкт-Петербурга в Москву, в котором стартовали 12 летчиков, а добрался до цели только один.
Секретарь судебной палаты Александр Васильев «заболел» авиацией сразу и навсегда. Впервые показательные полеты он увидел, предположительно, в 1909 году. А уже в 1910 Васильев отправился во Францию, в летную школу под Парижем. Там он познакомился с еще одним русским авиатором Александром Кузьминским, и вместе они получили дипломы пилотов. Еще год Васильев оттачивал свое мастерство на родине, показывая рекорды высоты и продолжительности полета под неизменные овации публики. И, разумеется, пропустить такую большую гонку Васильев не мог.
23 июля 1911 года из Санкт-Петербурга вылетели 9 одноместных и двухместных аппаратов, всего 12 человек. Дальнейшие события полны драмы и заслуживают голливудской киноленты. Вот результат этой безрассудной затеи: 1 человек погиб, еще 1 получил серьезные увечья, от которых скончался позже, двое благополучно сошли с дистанции. Остальные прервали путешествие неблагополучно, – потерпев крушение. И только 1 участник добрался до Москвы, да и то более, чем через сутки – Александр Васильев на французском аппарате «Блерио XI» с установленным мотором «Гном». Всё путешествие заняло у него 24 часа и 41 минуту. При этом в воздухе он провел всего 9 с половиной часов. Остальное время ушло на посадки, дозаправки и устранение неполадок аппарата.
Полет сразу сложился неудачно – погода в тот день была откровенно дурная. План летчиков ориентироваться по железной дороге не сработал из-за ограниченной видимости. Сильный ветер причинял серьезные неприятности, выводил из строя летательные аппараты и, увы, самих лётчиков.
Несладко пришлось и единственному победителю:
«Я должен был напрягать все силы, чтобы не выпустить из рук бешено рвущийся клош. Обмотав его платком, я обеими руками впился в круглую ручку и летел вперед, инстинктивно производя необходимые движения. Я старался забираться возможно выше. Не раз достигая тысячи и более метров, но новый вихрь, новая воздушная пропасть – и аппарат почти отвесно, носом вниз, стремглав проваливался в бездну. Зачастую он проносился на расстоянии каких-нибудь ста метров от вершин деревьев и стоило лишь упустить момент, зеленая бездна навсегда поглотила бы аппарат», - вспоминал Васильев.
И всё равно: победа принесла Васильеву огромную славу. Вся эта авантюрная по сегодняшним и уж тем более по тем меркам затея имела грандиозную популярность. Толпы людей ждали появления авиаторов на всем маршруте. Города, над которыми появлялись лётчики, замирали: движение останавливалось, все выходили на улицы и одинаково поднимали головы. Активно работала пресса.
Вот заметка в «Новом Времени», посвященная старту:
«Старт состоялся, как было назначено в ночь с 9 на 10 июля. В эту ночь Петербург не спал. [...]
В 3 часа 17 минут первым поднялся авиатор Уточкин (№4) на моноплане Блерио с мотором «Гном» в 50 сил. Отважного спортсмена публика приветствовала громкими аплодисментами. Покрыв два круга на значительной высоте, Уточкин взял направление на острова и улетел с аэродрома, направляясь в Москву. [...]»
Уточкин добрался только до Новгорода, в семи верстах от которого упал из-за остановки мотора. «Аппарат разбит. Авиатор невредим», - телеграфировали в Петербург.
До последнего конкурировал с Васильевым Янковский, вот телеграмма, данная в 8 часов вечера в день перелета:
«Васильев вследствие недостатка бензина опустился около Подсолнечной, в 61 в. от Москвы. Вторым идет Янковский, находящийся между Вышним Волочком и Тверью».
Васильев спешил и рисковал тем больше, чем ближе подлетал к Москве. Стремился превысить возможности своего летательного аппарата, в результате чего несколько раз совершал аварийные посадки из-за нехватки горючего. Впрочем, все посадки закончились удачно. Затем ему приходилось ждать, пока подвезут бензин, отдыхать и терять время.
Наконец, победа. Вот, что пишет «Новое Время» от 25 июля 1911 года:
«Перелет совершен! Победителем в жестокой борьбе остался Васильев, который, несмотря на то, что заблудился, первым прилетел в Москву в Понедельник 11 июля, в 4 ч. 18 м. оставив далеко за собой своих соперников. Нужно ли говорить о радушном приеме и горячих приветствиях, которыми был встречен отважный путешественник, проложивший первую русскую воздушную дорогу».