Поиск по блогу
Авторы
Наталия Комшанова
Руководитель отдела аренды квартир
Сергей Морев
Директор Петербургских отелей
Вячеслав Герасименко
Редактор блога
Лилия Рахимова
Руководитель сервисного отдела
Валентина Кирюшина
Менеджер отдела аренды квартир
Все авторы
Главная > Блог > История > Стоит комод, на комоде бегемот
28 апр 2013

Стоит комод, на комоде бегемот

Все возвращается, перераспределяются исторические потоки, и строения, незаслуженно снесенные, уже не обещают, но грозятся быть восстановленными. Здорово, конечно, особенно это масштабное оцерковление при заинтересованном в соответствующей сфере (см. семь орденов РПЦ) губернаторе, все-таки при советской власти снесли и закрыли слишком много церквей, город вполне может позволить себе восстановить хотя бы часть. Начинают с самых значительных, разумеется: планы Спаса на Сенной уже приняты, открыты общественности и обсуждены, Церковь Милующей Божией Матери реконструируют, уже давно говорят о возвращении Знаменской церкви, но пока без каких-то четких планов. Зато вдруг снова всколыхнулось другое обсуждение, напрямую касающееся той же Знаменской площади: возвращать ли памятник Александру III, который последние двадцать лет украшает двор Мраморного дворца.

Стоит комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка,

На шапке крест,

Кто угадает,

Того под арест.

Народная загадка-эпиграмма

 

Площадь Восстания, как известно (или неизвестно, но вполне логично), свое современное название получила в 1918 году, а прежде носила название Знаменской – по имени Знаменской церкви, располагавшейся на месте нынешнего выхода из метро (на, соответственно, Знаменской – до 1923 года – улице). О восстановлении этой церкви давно говорят в обществе, но на уровень администрации вопрос все никак не выносится. Это и понятно: за прошедшее столетие с увеличившимся потоком машин площадь Восстания стала решающим транспортным узлом, связавшим Невский и Лиговский проспекты, главный вокзал города, два метро и несколько торговых центров; в сегодняшнем виде поставить на площади церковь просто некуда (не делать же выход с эскалаторов в часовне). Однако память о высокой светлой церкви с богатыми интерьерами, находившейся на этом месте с середины XVIII века, ценна для жителей города, поэтому вопрос о ней висит в воздухе и ждет решения; другой же памятник императорской России если не своего решения, то хотя бы поднятия вопроса на уровень руководства города уже дождался.

В начале этой недели немного стихийно в многолетней дискуссии о том, что именно стоит восстанавливать на площади Восстания, если за это браться, поучаствовал Смольный, сместив акценты на императорский лад и дав обществу на обсуждение и оценку исторический флэшбэк: а не установить ли на площади вместо обелиска памятник Александру III? Неясно, на какую городскую реакцию вице-губернатор Василий Кичеджи рассчитывал: если начинать изучать мнение горожан, будет очевидно, что никакого единого мнения с достаточной уверенностью для масштабных реконструкций нет. Многие хотят вернуть церковь, но с ее возвращением нужно будет переименовывать и весь окружающий район (включая десять Советских улиц – бывших Рождественских). С Александром так же, горожане подмечают: «на площади ВОССТАНИЯ царю не место». Третий уровень сомнений – убрать обелиск означает предать память героев войны. На каждое сомнение, конечно, есть решение – обсуждалось, что стелу, например, можно перенести и на площадь Мужества – но только вряд ли стоит ждать единодушной радости от возвращения «титанического сундука».

За свою историю Знаменская площадь знала три вида оформления своего внутреннего круга, и «отвертка» (или «напильник», или, романтично, «штык в горле Невского проспекта») – так в народе ласково зовут обелиск «Городу-герою Ленинграду», воздвигнутый к юбилею победы в Великой Отечественной войне – находится там не так уж долго, его установили на площади Восстания в 1985 году. С 1909-го по 1937-й год на этом месте находился памятник Александру III – в качестве другого образца народного творчества известный как «на комоде бегемот», а во временном промежутке между двумя этими памятниками, символами эпох императорской и советской России, с 1952-го по 1985-й год на площади располагался круглый сквер.

Нельзя сказать, что Александру на площади так уж хорошо жилось; затянувшееся на десять лет строительство и последующее открытие тяжеловесного памятника породило множество стихов и нелестных эпиграмм, и, по сути, стало символом эпохи. «Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад», – сказал об этом памятнике Илья Репин.

Первоначальный эскиз статуи Александра III, предложенной Трубецким на конкурсе, организованным 25 ноября 1899 года Министерством финансов.

Установка памятника должна была быть приурочена к окончанию строительства Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока, запланированного на 1902 год, поэтому и место для памятника было выбрано соответствующее: Знаменская площадь перед зданием Николаевского (нынешнего Московского) вокзала. Николай II из вариантов, предложенных скульптором, выбрал четырехугольный, отвергнув национально-романтичный эскиз с пьедесталом в виде дикой скалы. Новый пьедестал был выполнен из валаамского розового гранита, а огромный памятник отливали по частям, коня – на Обуховском сталелитейном заводе, фигуру императора – в итальянской мастерской.

Работы по сооружению памятника Императору Александру III на Знаменской площади возобновятся в конце мая. К этому времени ожидается прибытие с Валаамских островов камня для подножия памятника. Камень будет весить до 20 000 пуд.

«Новости дня», 31 (18) мая 1901 г.

Не успел памятник простоять и десяти лет, как его настигла революция: с постамента сбили надпись-посвящение «Державному основателю Великого Сибирского пути», заменив его стихотворением Демьяна Бедного («Торчу здесь пугалом чугунным для страны, // Навеки сбросившей ярмо самодержавья»). В 1927 году памятник поучаствовал в отмечании юбилея Октябрьской революции, простояв заключенным в металлическую клетку.

Блокаду памятник Александру III провел в запасниках Русского музея, а по ее окончании послужил источником материалов для новых скульптурных шедевров: из трех камней, извлеченных из постамента, создали бюсты героев Советского Союза и пьедестал памятника Римскому-Корсакову. Перед входом в Мраморный дворец статуя появилась в 1994 году, а теперь, если ЗакС посчитает это целесообразным, памятник вернут на его историческое место.

История памятника Александру III на Знаменской площади

Оставить комментарий

Имя *
Email *
Комментарий
Код с картинки *