Трамвай оставил след
В городе, где я родился, трамваев не было. Не было утопленных в асфальт рельс, вымощенных брусчаткой островков-остановок, не было округлых ярко-красных вагонов, грохота колес и мелодичного звона. В Петербурге трамваи есть. И они, как и весь город, буквально пронизаны ощущением прошлого и запахом истории.
Посмотрите на фотографию и запомните это место: история электрического трамвая в Санкт-Петербурге началась именно здесь. Первая линия прошла от Главного штаба до 8-й линии Васильевского острова и менее чем за год опутала значительную часть петербургских улиц: трамваи ходили по Невскому и Адмиралтейскому проспекту, Большому проспекту Васильевского острова и Конногвардейскому бульвару. Через год трамвайные звонки раздавались и на Московском проспекте, на Литейном, Троицком, Загородном, Суворовском, Измайловском…
Серебряный век русской литературы уже заканчивался, а золотой век петербургского трамвая еще только наступал: всего через семь лет трамвайные линии появились на Лиговском проспекте, улице Восстания, Шпалерной, Захарьевской, Тверской. Даже на набережной Обводного канала забегали темно-вишневые английские трамваи Brush.
«Браши», кстати, продержались на линиях аж до сороковых годов, прежде чем были окончательно разобраны и порезаны на металл. Любопытно, что, хотя «выживших» вагонов этого типа не осталось, увидеть почти настоящий Brush можно в Музее городского электрического транспорта – «реплика» вагона была изготовлена из трамвая МС-1 с номером 2066.
С трамваями в Петербурге вообще связано множество любопытных фактов. Так, еще в 1886-м году по Большому Сампсониевскому проспекту была проведена первая линия парового (!) трамвая. Было открыто еще несколько линий, по которым «паровики» ходили аж до 1922 года. Исчезли они ненадолго: во время блокады паровые трамваи снова появились на улицах – развозили боеприпасы, продукты и грузы.
Вообще-то, паровой трамвай оказался каким-то несчастливым: стать популярным видом транспорта у него так и не получилось – на закате карьеры его вытеснили более дешевые и безопасные электрические трамваи, а «расцвету» (все той же карьеры, разумеется) помешала сильная конкуренция со стороны конных рельсовых экипажей – так называемых конок.
Конки появились на Петербургских улицах еще раньше: в 1860-м году началось регулярное движение, которое быстро охватило практически весь город. Был даже закон, защищавший коночников от конкуренции извозчиков и других видов общественного транспорта на городских улицах. Закон этот, порой, приводил к любопытным последствиям: в частности, первый русский трамвай, построенный в 1880-м году инженером Федором Пироцким, пришлось испытывать на льду Невы. Там же, спустя почти пятнадцать лет, проложили четыре линии ледового трамвая. Столбы, поддерживавшие контактный провод, вмораживались прямо в лед, а проезд стоил три копейки с человека. Не так уж и мало по тем временам, но, судя по отзывам современников, недостатка в желающих не было.
В истории Санкт-Петербургского трамвая есть еще несколько маленьких, но столь же примечательных фактов. Всем маршрутам соответствует своя световая индикация – «маршрутные огни», которые зажигаются по бокам от таблички с номером маршрута. Цветов всего пять: белый, синий, красный, зеленый и желтый, поэтому у некоторых маршрутов индикация повторяется.
В заключение скажу об еще одном примечательном трамвае. Правда, чтобы увидеть его вживую, придется покинуть уютный центр, и отправиться аж на станцию Автово (первая, «красная» ветка метро). Чуть в стороне от проспекта Стачек навсегда застыл на своих рельсах «блокадный трамвай» - вагон серии МС, один из тех, что ходил по улицам осажденного Ленинграда…
Комментарии
