Коммуна на Знаменской

В 1864 году Петербург был шокирован слухами о новой секте под названием «коммуна», члены которой предаются самому безнравственному разврату. Вскоре на Знаменской улице (ныне улица) Восстания было изобличено логово «сектантов». Туда сразу же были направлены городовые, а под окнами «притона» постоянно толпились зеваки. В чем же было дело?
Василий Алексеевич Слепцов, был известным литератором и публицистом середины XIX века. Он был одним из немногих людей того времени занимавшимся «женским вопросом», проблемой женской эмансипации. Среди результатов его бурной деятельности было создание первой в России коммуны, романтического начинания призванного решить вполне утилитарные проблемы.
Как вспоминала А.Я. Панаева: … «25 лет тому назад одинокой женщине очень трудно было найти комнату в порядочном семействе. Тогда еще не было особенной нужды прибегать ко всевозможным экономическим средствам, живя в Петербурге, так что барышни или дамы, приезжавшие учиться в Петербург, вынуждены были нанимать комнаты в меблированных квартирах, которых также было немного. Содержательницами дешевых меблированных комнат исключительно были тогда: устарелые чиновницы, нажившиеся кухарки, которые в молодости, как говорят, прошли огонь и воду, так что с такими особами и порядочному мужчине не очень-то приятно было иметь дело, а не только женщине.
…проект имел много преимуществ: во-первых, живущие избавлялись от бесцеремонной квартирной хозяйки, которая из своих экономических расчетов морозила жильцов в нетопленых комнатах, отравляла их обедами из несвежей провизии и часто пускала таких жилиц, у которых по ночам происходили пирушки и разные безобразия. Во-вторых, жизнь на общей квартире обходилась, разумеется, гораздо дешевле». В коммуну Слепцова вошли 7 человек, пять женщин и два мужчины (Слепцов и его друг). Все участники общежития жили в отдельных комнатах, но совместно вели хозяйство.
Первоначально инициатива просветителя привлекала много передовых и образованных людей. Среди гостей коммуны на Знаменской была и Софья Михайловна Ковалевская. Но затем, возникли проблемы. Так, молодые дамы оказались не готовы сами, без помощи слуг, вести хозяйство. Даже разливание чая им показалось скучным. Орудовать с чайником пришлось самому Слепцову.
В итоге, Знаменская коммуна рассыпалась. Некоторые ее участницы ушли из-за окружающих их сообщество гнусных слухов. Другие, сочли, что совместное жилье отнимает слишком много времени на ведение хозяйства. Сам Василий Слепцов был арестован и провел несколько месяцев в тюрьме. Первый опыт добровольного общежития в Петербурге закончился фиаско.