Уроки истории: Милютинские ряды
Этот дом и его история в буквальном смысле рождались вместе с Петербургом: когда в 1705 году в фундамент была забита первая свая, на Невском проспекте от Адмиралтейства до Екатерининского канала было не более десятка построек. Да и сам Невский едва ли существовал в том виде, в котором мы его знаем теперь: вплоть до 1718 года улица носила название «перспективной дороги к Невскому монастырю».
Первым владельцем дома на Невском 27 был Корнелий Крюйс – командующий Балтийским флотом, норвежец по происхождению и русский адмирал по призванию.
Крюйс был настоящим человеком своей эпохи: в четырнадцать лет он покинул родной дом и отправился путешествовать матросом на голландском корабле. К двадцати пяти годам он уже был капитаном, и, как и многие успешные мореходы того времени, водил торговые корабли, да пиратствовал у испанских берегов. Правда, недолго: в 1691-м году Крюйс сам стал жертвой каперов и угодил во французскую тюрьму, где провел почти полгода.
Черная полоса в жизни Крюйса не закончилась даже после выхода из тюрьмы: служба в голландском Адмиралтействе омрачилась скандалом – Корнелия Крюйса обвинили в растратах, а завершение войны и вовсе грозило поставить точку в морской карьере.
Однако, судьба распорядилась иначе: Петр I, наслышанный о Крюйсе, пригласил его к себе на службу, и тот, после долгих колебаний, покинул Амстердам в 1698 году и уехал в Россию. Как выяснилось позже, навсегда.
После смерти адмирала дом был выкуплен Алексеем Ивановичем Милютиным – придворным истопником императрицы Анны Иоановны, возведенным во дворянство. С 1737 по 1742 годы дом активно перестраивался. На первом этаже были организованы лавки, а во дворе дома Милютин повелел построить небольшую текстильную мануфактуру, выпускавшую шелковые и парчовые ткани. Готовая продукция продавалась в лавках торговых рядов.
О том, как шли дела у предприимчивого Милютина, история молчит, но шли они, судя по всему, весьма неплохо: в середине 70- годов XVIII века Милютинские ряды были надстроены третьим этажом, а рядом с ними, на углу с Каналом Грибоедова, вырос небольшой трехэтажный дом с номером 27/18.
Через полвека Милютинские ряды были снесены, и на их фундаменте отстроили четырехэтажный доходный дом со строгим классическим фасадом, который мы видим и поныне. По проекту он, правда, даже отдаленно не напоминал своего «предка», хотя преемственность поколений была сохранена, а историческая справедливость – восстановлена: первый этаж дома все так же занимали многочисленные лавки, а на остальных этажах расположились съемные квартиры.
Дом №27 на Невском проспекте – это тот редкий случай, когда фасад со стороны двора не менее интересен, чем обращенный к улице: многоярусные галереи создают совсем другое впечатление от всего здания. Временами даже кажется, что зашел за театральную декорацию. Или попал в какое-то иное измерение, где достаточно нескольких шагов, чтобы перейти из одной эпохи в другую – настолько «парадная» сторона и фасад во дворе отличаются друг от друга. Даже настроение у них разное: двор во дворе дома спокойный, уютный и чистый, а сам дом чем-то похож на небольшое итальянское поместье, невесть как оказавшееся в холодном северном городе. Невский рядом, но шума не слышно. Наверное, здесь очень красиво летом, когда двор становится зеленым, и тени от листвы играют на брусчатке. Сейчас еще весна, и сквозь нависающие над головой голые ветви во двор смотрит серое небо, проткнутое красным шпилем Думской башни.
Взгляните на фотографию в начале статьи, и вы поймете, что со стороны Невского проспекта дом кажется совсем другим – величественным и огромным. Он как будто вне времени, и в его внешнем облике органично сошлись черты классической архитектуры и эклектики, столь любимой в XIX веке. Этот дом прекрасно сохранился. Даже не скажешь, что под ровной, чуть потемневшей от городского смога штукатуркой прячутся «раны», оставшиеся еще с войны: этот дом пережил многих своих владельцев, но его история едва не закончилась в годы ленинградской блокады - взрывная волна от упавшего неподалеку немецкого снаряда сильно повредила фасад, но здание выстояло. После снятия блокады дом на Невском 27 был восстановлен одним из первых, а через пару десятков лет… снова разобран – под его фундаментом прошел тоннель метрополитена. Отреставрирован в прежнем виде дом был относительно недавно - в 70-х годах прошлого века.
В дворовом корпусе дома на Невском 27 компания «Петербургские отели» сдает уютную однокомнатную квартиру.