Поиск по блогу
Авторы
Наталия Комшанова
Руководитель отдела аренды квартир
Сергей Морев
Директор Петербургских отелей
Вячеслав Герасименко
Редактор блога
Лилия Рахимова
Руководитель сервисного отдела
Валентина Кирюшина
Менеджер отдела аренды квартир
Все авторы
Главная > Блог > Рассказы петербуржцев > О фонарях и фонарщиках
22 сен 2013

О фонарях и фонарщиках

Невский проспект засиял электрическими фонарями уже в 1883 году усилиями Карла Фёдоровича Сименса, ставшего не без помощи магии Петербурга, у основ российской электротехнической промышленности.

Однако это Невский, а на удаленных от блестящего центра улицах в начале следующего столетия картина была гораздо менее передовой и современной. В своей бесценной для заинтересованного читателя книге «Записки старого петербуржца» Лев Успенский возвращает нас во времена одних из первых, еще керосиновых фонарей, стоявших на Выборгской стороне в первом десятилетии ХХ века.

Это были «прямые и некрасивые», «провинциального вида» деревянные столбы, увенчанные стеклянными четырехгранными усеченными пирамидами, поставленными на меньшее основание, сверху их накрывали такие же четырехгранные металлические крышки. А внутри находились обыкновенные керосиновые лампочки, такие же, как были и в домах обычных горожан. Пониже самого фонаря на столбе была закреплена перекладина, за которую цеплял свою лесенку пропахший керосином фонарщик. Тот самый, с сумкой на плече и подотчетными спичками.

Фонарщик начала ХХ векаЭти, по сути своей, простые керосинки в конце первой декады ХХ века постепенно сменили на технически куда более совершенные керосинокалильные фонари. Во-первых, они были чуть ли не в 2 раза выше, и лесенка тут стала уже ненужной. Фонарь оканчивался длинным красиво изогнутым кронштейном с блоком, через который проходил стальной трос так, что сам светильник фонаря можно было с помощью специального ключа-рукоятки спускать с этой новой высоты. Во-вторых, это была уже довольно сложная конструкция с резервуаром для керосина, трубками, по которым горючее поступало в горелку. А над горелкой на специальном крючке фонарщик теперь подвешивал лёгкий белый калильный колпачок, будто сделанный из марли. «Зажженная горелка раскаляла постепенно этот колпачок – он начинал  желтеть, потом голубеть и вдруг вспыхивал ослепительно белым накалом...». Так работа фонарщика сменилась с того, чтобы спичками зажигать керосинки на то, чтобы раз в день менять закопченные калильные колпачки в новых фонарях. Фонари эти давали гораздо больше света петербургским улицам, однако конструкция их, благодаря подвесу с кронштейном и вечному ветру, давала и другой новый эффект. Ветер раскачивал светильники фонарей, по темным улицам и стенам домов метались всю ночь длинные тени. Но это изобретение казалось горожанам верхом торжества осветительной техники. Что же могло быть еще лучше?

Ответ пришел с газовыми фонарями. Издалека они были очень похожи на старые керосиновые, но это была уже нова техника. Сначала это были газовые фонари, как простые горелки, а потом и они стали более совершенными, газокалильными. С такими же светящими чуть зеленоватым светом «ауэровскими колпачками», как в их керосиновых братьях.

«И их своеобразный свет, отражавшийся в черных водах осенней или весенней Невы, в ее полыньях, в лужах талой воды на поверхности неоглядных ледяных полей, не спутал бы ни с каким другим светом ни один мой ровесник. Только где увидишь их теперь?»

Газовое освещение было и в жилых домах, там, чтобы зажечь свет, нужно было просто повернуть вентиль крана, практически как на современных газовых плитах, и поднести спичку. Такие лампы вспыхивали плоским широким пламенем, напоминавшим по форме лепестки тюльпана. Это пламя давало и свет, и тепло. В общественных помещениях, в театрах и цирках, собирали целые люстры из газовых светильников, которые давали, скорее, уже больше тепла, чем света.

Уже тогда, в 10-е годы ХХ века, начал свое завоевание Петербурга и электрический свет. По конструкции своей электрические фонари были очень разными, от простых светильников на невысоких столбах из гнутых железных труб с простыми белыми тарелками отражателей, какие можно было встретить вокруг Таврического сада, на Таврической и соседних улицах, до эффектных, напоминающих миниатюрные Эйфелевы башни высоченных столбов на Малой Итальянской и Греческом. Эти столбы были увенчаны огромными стеклянными коробками в форме призмы и дожили так до самой революции.

А главные улицы были украшены еще более монументальными электрическими фонарями, высокими, изящными, с большим сияющим яйцом молочного стекла, которое было охвачено тонкой проволочной сеткой. И таким фонарям еще нужен был фонарщик. По утрам он спускал с помощью лебедки это яйцо с его высоты и менял в нём угольные цилиндры, небольшие палочки спрессованного угля толщиной с палец взрослого человека. Обгоревшие угольки фонарщик выкидывал прямо на землю, и их тут же расхватывали мальчишки. А зажигались такие фонари уже централизованно, все сразу и с лёгким треском, по Невскому проспекту и Большой Морской. Свет они давали слегка сиреневого оттенка, горели с лёгким жужжанием над головами прохожих.

Понятно, что показанная смена поколений освещавших наш город фонарей не проходила последовательно и повсеместно. Невский, как было сказано выше, сиял электричеством еще с конца XIX века, остальные же части города долгое время оставались под влиянием тех или иных коммерческих структур со своими последствиями. Между компаниями-поставщиками горючего сырья шла борьба за право освещать город. Керосин сгорал в фонарях в пользу нефтяных компаний, например, обогащая Эммануила Людвиговича Нобеля. Газ и электричество позволяли заработать угольным магнатам. Город был поделен между этими силами, поэтому, когда в центре уже переливалась электрическим сиянием реклама лампочек «Осрам», Нарвская, Выборгская сторона и Охта, Полюстрово, Невская застава, почти три четверти города «мерцали рыжими глазами худосочных керосиновых коптелок».

Оставить комментарий

Имя *
Email *
Комментарий
Код с картинки *