Поиск по блогу
Авторы
Наталия Комшанова
Руководитель отдела аренды квартир
Сергей Морев
Директор Петербургских отелей
Вячеслав Герасименко
Редактор блога
Лилия Рахимова
Руководитель сервисного отдела
Валентина Кирюшина
Менеджер отдела аренды квартир
Все авторы
Главная > Блог > Рассказы петербуржцев > Проспект искусства в петербургских дворах
15 сен 2013

Проспект искусства в петербургских дворах

Языком искусства прошедший на этой неделе в Петербурге «Арт Проспект» называется красиво: международный паблик арт-фестиваль. Из комментариев организаторов фестиваля мне удалось вынести, что «паблик» здесь означает – «для неподготовленного зрителя», то есть искусство – для народа. Не для того, кто хочет пойти на выставку оценить тенденции развития российского и мирового современного искусства, а для того, кто просто вышел из собственного подъезда, на работу, по делам, или мусор вынести.

На мой взгляд, это очень интересная идея, - преобразование обычного, честно скажем, сероватого в наших петербургских старых дворах пространства, руками профессиональных художников. Поэтому я и поехала на Литейный специально посмотреть, что там происходит, «неподготовленными» глазами.

Кстати, о проспекте, или, кстати, о дворах. Фестиваль никак не изменил привычный облик самого Литейного. Все объекты-участники были спрятаны во дворах, и иногда очень хорошо спрятаны. И это жаль, было бы здорово, если бы старания художников и сам факт того, что происходит что-то необычное, был заметен любому непосвященному прямо с Невского проспекта. Видимо, потому-то ничего и не было заметно, что дело было в центре. Непросто сегодня в нашем городе согласовать хоть что-то. Не знаю, как там это происходило в самом деле, но так и слышу «не знаем, не велено, не положено, вдруг вы там опять наших политиков где-нибудь как-нибудь неудобно изобразите». И вот нам первые парадоксы: «Арт Проспект», пожалуйста, но только во дворах и ничего с фасадов.

Своими глазами

Мы прошлись по правой стороне Литейного, поминутно сверяясь с картой. И пришли к выводу, что как-то мы неудачно зашли. Было мало чего понятно. В Интернете обещали волонтеров, которые всё разъяснят, но единственное разъяснение, которое мы получили, было от молодых людей во дворе дома по улице Короленко на тему «где найти кнопочку электронного замка, чтобы открыть калитку и выйти». Может быть, они и были волонтеры?

В очень красивом дворе дома 46 на Литейном мы, как и было обещано, увидели «санаторий для растений», такую большую клумбу с горшками. В арке дома разместилась интересная композиция из баночек с растениями на полках. Почитали текст на листочке про лабиринты и тропки. Понятнее не стало, но баночки занятные и двор отличных. Сфотографировали кошку. Пошли дальше.

Очень долго искали «вход во двор дома по Литейному проспекту, 32/34», который со стороны улицы Короленко. Хотелось увидеть и «Ночной зонт», и «Зеленое кресло», и «Плющ», и гербарий и что-то, слишком пафосное для кактусов. Сначала мы нашли синие заборы стройки, потом мы потеряли все идеи, куда идти нам, потом, методом перебора дворов, нашли вход в нужный. И вот, что там:

О художнике и обывателе

Увиденного своими обывательскими глазами мне явно показалось мало. Пошла смотреть на событие глазами СМИ. И вот вам несколько истории от организаторов и художников о том, что кто-то в Петербурге понимает современное паблик искусство, а кто-то еще не очень.

Так, художник Петр Белый рассказал в эфире передачи на радио «Эхо Москвы» о своем прошлогоднем участии в «Арт Проспекте». Год назад его живое искусство не прожило и пяти минут. Работая на двух дворовых помойках, он создал из новых строительных материалов арт-объект про две идентичные кучи мусора. Новенькие досочки, гипсокартон и прочая мелкая радость обывателя тут же этого самого обывателя и привлекла. Но не просто как зрителя, проект растащили прямо в присутствии художника, буквально угрожая ему увечьями за то, что он попытался защитить свою работу защитить. Людей можно понять. Стоит на помойке, значит, ничье, значит, мое будет, пригодится. Нужны ли здесь комментарии? Добавлю лишь, что сам художник такому принятию своего искусства «неподготовленной публикой» был рад.

А теперь к событиям этого года. Вот петербургский театральный художник Александр Шишкин. Урожденный ленинградец, он известен работой над оформлением спектаклей не менее петербургских товарищей, Андрея Могучего и Юрия Бутусова.

Выступая в качестве «творца чистого искусства», Александр Шишкин добавляет к своей фамилии имя японского гравёра Хокусай, превращая тем самым себя в персонаж немного даже вымышленный. И в таком образе создает свои нетеатральные проекты. Не первый год создает и тоже вполне успешно: в Петербурге устраивают его выставки, за работу ему дают российские национальные премии в области искусства, например, премию Кандинского.

А вот Александра Гарт, молодой петербургский художник-график, «администратор и технический руководитель печатной студии», - пишут про неё на одной из петербургских образовательных площадок, где Александра читает лекции.

Это всё вот к чему: экспозиции петербургских художников Александра Шишкина-Хокусай «Угловые касания» и Александры Гарт «После дождя» покинули петербургский фестиваль современного искусства «Арт Проспект» менее чем через сутки после открытия. По инициативе еще одного, «простого» петербуржца. Администрация Центрального района получила жалобу одного из жителей Литейного, а как известно, жалобы на искусство у нас удовлетворяют очень быстро. Все предыдущие согласования организаторов фестиваля тут же утратили силу, работы были убраны из двора дома № 30.

«После дождя» Александры Гарт перенесли в более толерантный к искусству соседний двор дома № 32/34 по Литейному. Работа Шишкина-Хокусая по каким-то причинам и вовсе прекратила свое участие в фестивале. «К сожалению, сейчас единственная возможность увидеть работу Александра Шишкина-Хокусая это фотографии на нашем сайте», - грустно заявляют организаторы. У нас тоже есть немного.

О понимании

Стоит отметить, что на этапе согласования и подготовки объектов фестиваля к обозрению народом понимания и поддержки художники находили больше. Да, одного разрешения от города было мало, в каждом дворе облюбованное для инсталляции место приходилось согласовывать еще и с местным ЖЭКом. В той же передаче на «Эхе» Андрей Люблинский и Петр Белый рассказали, как приходилось подробно объясняться с работниками этого учреждения: кто такой, чего хочет, что имеет в виду своим объектом. При этом художники отметили, что взаимопонимание с госслужащими они нашли. Более того, выслушав предварительные объяснения, и жители домов соглашались не препятствовать инсталляции объектов и пускали в свои дома, если было нужно.

Так что, рискну предположить, что писали кляузы и были недовольны те, кому просто не разъяснили происходящее. В следующем году хотелось бы более активной информационной подготовки, большего внимания к событию и охвата.

Оставить комментарий

Имя *
Email *
Комментарий
Код с картинки *