Поиск по блогу
Авторы
Наталия Комшанова
Руководитель отдела аренды квартир
Сергей Морев
Директор Петербургских отелей
Вячеслав Герасименко
Редактор блога
Лилия Рахимова
Руководитель сервисного отдела
Валентина Кирюшина
Менеджер отдела аренды квартир
Все авторы
Главная > Блог > Жить в Петербурге > Петербургские обои
27 авг 2014

Петербургские обои

Обои это обязательный предмет интерьера любой петербургской квартиры. В нашем городе они появились уже в начале XVIII века.  Шелковыми китайскими обоями были обиты стенами Меншиковского и Летнего дворца, но это могли себе позволить только богатейшие вельможи и особы приближенные к императору. 

Даже в доме кабинет-министра Анны Иоановны, Артемия Волынского в качестве обоев использовался беленый или пропитанный воском холст: «...по панели обит обоями вощанкою цветною». 

Комната в петербургской квартире обитая обоями

С конца XVIII века в Петербурге распространилась мода на штофные обои. Это нашло отражение даже в строках «Евгения Онегина» : «В гостиной штофные обои». А в «Рассказах Бабаушки» Д.Благово можно найти такой отрывок: «У бабушки и в доме все было по-старинному, как было в ее молодости, за пятьдесят лет тому назад где шпалеры штофные, а где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов». Кое-где изредка встречались кожаные обои, расписанные масляной краской.

Первое упоминание о бумажных обоях относится к 1761 году. В информации об устройстве лифта в Зимнем дворце было сказано: «И тот покой, где будет подъемный стул, обить бумажными обоями».

В то время обои склеивали вручную из отдельных листов бумаги, а краску наносили вручную. В 1817 году в Ропше на Императорской обойной фабрике началось производство обоев в промышленных масштабах. Позднее это предприятие переехало в Царское Село, где Чарльз Камерон построил для него здание около Купальных прудов.  

В 1823 году в Англии была изобретена обойнопечатная машина, которая к середин столетия попала и в России. К тому времени, в стране действовали не только государственная, но и частные обойные фабрики.  

Самые дешевые обои были одноцветные и изготовлялись методом грунтовки бумажной основы. На дорогие обои узор наносился с помощью деревянных печатных досок. Рифленые или тесненные обои делались при помощи пресса. Были обои, которые вручную золотили и серебрили драгоценными металлами, а затем покрывали масляным лаком. Но дороже всего ценились насыпные обои: по трафарету на бумажную основу наносился клеевой узор, который затем посыпался  шерстяными ворсинками. В итоге получалась бархатистая картинка. 

В 1840-хх годах появились водонепроницаемые обои, которые лакировали японским растительным лаком. Существовали даже несгораемые обои, пропитанные до нанесения краской фосфорно-аммиачной смесью и квасцами. Такие обои могли служить не выгорая и не осыпаясь до 40 лет. 

Методики наклеивания обоев фактически не изменились до наших дней. На сухие стены, прямо по штукатурке наклеивали газеты, а затем при помощи крахмального или мучного клейстера наклеивали обои.

Сложность заключалась в том, что в влажном климате Петербурга не всегда можно было найти хорошо просушенное помещение. А. Вербицкая описывала типичную недорогую петербургскую комнату так: «Комната была в одно окно. Безобразные расплывшиеся пятна сырости покрывали сплошь всю стену. Обои отстали, кое-где были сорваны. Плесень затянула углы на подоконниках».

Цены на обои в Петербурге неуклонно падали. Если в середине XIX века в Петербурге было 12 обойных магазинов, где обои продавались «по весьма умеренным ценам — обои от 5 до 25 руб. за кусок; бордюры — от 10 до 30 руб. за кусок», то к концу столетия в 33-х можно было купить «бумажные» (негрунтованные) — по 9 коп., «фунтовые» — по 20 коп., «глянцевитые» — по 25 коп., «тисненые» — по 85 коп». 

Уже в 1849 году по итогам Царскосельской промышленной выставки пресса писала:

«Усовершенствованы технические порядки и удешевление изделий не только Царскосельской, но и ряда частных фабрик, привели к тому, что обои всех видов широко проникли в быт... В окрестностях Петербурга даже крестьянские избы оклеены ныне обоями, как прежде бывало в городских домах... Вот отрасль промышленности, вполне заслуживающая своей цели». 

Комментарии

Александр Борисович
На картинке, не комната в квартире, а гостиная Императрицы Марии Фёдоровны в Екатерининском дворце в Царском селе . . .
Ответить 28.06.2016 22:22

Оставить комментарий

Имя *
Email *
Комментарий
Код с картинки *