Уроки истории: дом №63 на Невском проспекте
Историю Петербурга можно изучать по его улицам. Между Невой и Финским заливом как будто разбросаны страницы гигантской книги, которые неспешно перелистываешь, гуляя по гранитным набережным и узким переулкам. Центр города недаром называется «историческим» - своя история здесь есть у каждого дома.
Дом на Невском №63 был построен в конце XVIII – начале XIX века и первоначально был двухэтажным. Первым его владельцем был президент Медико-хирургической академии Яков (урожденный Джеймс) Виллие, в прошлом – личный врач Павла I, ставший невольным соучастником заговора против императора. Когда Павел был убит, Яков Виллие, боясь преследования, составил подложное медицинское заключение, в котором указал в качестве причины смерти апоплексический удар.
Подобная «осторожность» его и спасла – Яков Виллие прожил долгую и насыщенную жизнь, успел поучаствовать в войне 1812 года, стать издателем двух русских медицинских журналов, получить титул баронета Английского Королевства и Российской Империи… В 1854 году баронет Виллие нашел последний приют на Волковском лютеранском кладбище, а дом отошел его вдове.
В 1872 году дом выкупил Иван Федорович Александровский – надворный советник, художник, фотограф и изобретатель-самоучка. По сохранившимся историческим свидетельствам, современники считали Александровского эксцентричным и даже странным: он всерьез интересовался идеей подводного флота и, более того, построил в 1866 году первую русскую подводную лодку, двигатель которой работал на сжатом воздухе. К сожалению, Морское ведомство «утопило» идею Александровского, посчитав ее «преждевременной». А через пять лет и сама лодка пошла ко дну: при погружении на глубину 30 метров корпус не выдержал, и подводный корабль затонул.
Почти сразу после приобретения Александровский занялся перестройкой дома: в 1875-1876 году архитектор Павел Сюзор пристроил к нему два флигеля, а два года спустя надстроил третий и четвертый этажи. Еще чуть позже был пристроен мезонин с куполом – облик дома стал современнее, как будто бы гармоничнее, обретя сходство с образцами французской архитектуры того времени. Образ дополнила стеклянная мансарда, надстроенная над верхним этажом: Александровский любил не только флот, но и живопись, и потому, сразу же после завершения строительства, в мансарде разместилось художественное ателье под его руководством. Верхние этажи здания сдавались внаем. Именно в этом доме с 1877 года по 1879 снимал квартиру писатель Николай Лесков.
Любопытная деталь: если посмотреть на фасад дома, стоящего чуть наискосок (речь идет о доме №96, расположенном на углу с улицей Маяковского), то можно заметить, что мотивы оформления перекликаются – декоративные скульптуры мальчиков в точности повторяют друг друга, хотя над зданиями работали разные архитекторы.
В облике дома №63 на Невском вообще много удивительного: сдержанность форм и симметричность здания явно выдают его «классицистское» прошлое, но переделанный Сюзором фасад расцвечен пышным и ярким барокко во французском стиле.
Начиная с 1885 года в доме работал Тульский поземельный банк, а в 1911-1912 годах в здании располагалась редакция журнала «Вестник воздухоплаванья», печатавшая труды основоположника русской космонавтики – Константина Эдуардовича Циолковского.